На практике бункера изготовляют из металла, железобетона, де-
рева, и комбинированных материалов.
Металлические бункера обладают сравнительно небольшой
массой, их опоры занимают мало места. Изготовляют их из металли-
ческих листов свариваемых между собою на каркасе, с последующей
обработкой швов и неровностей. Эти бункера достаточно долговечны
при грузах стандартной влажности и не требуют больших капитальных
затрат.
При хранении влажных грузов металлические бункера подверга-
ются коррозии. Коррозия не только ускоряет износ бункера, но и уве-
личивает коэффициент трения сыпучего груза о стенки, что может
значительно затруднить разгрузку бункера, а иногда приводит к пол-
ному прекращению выгрузки.
Железобетонные бункера наиболее универсальны, но, как пра-
вило, дороже металлических. Железобетонные бункера малопригодны
для хранения горячих грузов, так как бетон дает трещины вследствие
термических деформаций.
По конструкции железобетонные бункера делятся на моно-
литные, сборные и смешанной конструкции. Монолитные бункера воз-
водят в общей опалубке и применяют преимущественно на железобе-
тонных эстакадах и в железобетонных зданиях.
Сборные железобетонные бункера состоят из отдельных желе-
48
зобетонных плит или колец, соединенных сваркой. Швы тщательно за-
тираются раствором.
Деревянные бункера сравнительно недолговечны (например,
срок службы их на погрузке угля составляет восемь-десять лет) и тре-
буют частого ремонта. Однако при хранении муки являются наиболее
оптимальными.
Комбинированные бункера представляют собой сочетание от-
дельных конструкций, изготовленных из различных материалов. На-
пример, железобетонный корпус бункера соединяют с металлическим
днищем, каменный или кирпичный корпус с металлической армиров-
кой сочленяют со сборным железобетонным днищем. Деревянные
бункера для уменьшения износа часто выстилают внутри стальными
листами.
В последнее время бункера изготовляют из специальных мате-
риалов. Например, фирма «Вейт бразерс» (Англия) выпустила поли-
этиленовый транспортный бункер модели «Балкбин» емкостью 0,7 м3,
который крепится к стальной раме. Заполняют бункер через люк диа-
метром 457 мм, а разгружают через выпускное отверстие диаметром
203 мм и самосворачивающийся рукав. Гладкая внутренняя поверх-
ность бункера и коническое днище способствуют хорошему истечению
материала. Конструкция рамы бункера позволяет транспортировать
его вилочным погрузчиком на поддоне или с захватом сверху; допу-
скается штабелирование бункера в три яруса.
Для устранения сводообразования стенки бункеров футеруют
плитами из высокомолекулярного полиэтилена. Исследования
показали, что с увеличением относительной молекулярной массы
значительно улучшаются износостойкость полиэтилена, жаро-
прочность и стойкость к коррозии. Высокая износостойкость, низкий
коэффициент трения, хорошая ударная и изгибная прочность, а также
водоотталкивающие свойства позволяют использовать этот материал
для футеровки бункеров и желобов.
Для футеровки стандартные листы размерами 2000х1000 мм и
толщиной 6…10 мм сваривают в полосы длиной до 20 м. Эта опера-
ция позволяет сократить число стыковых швов, выполняемых в бунке-
ре. При монтаже полиэтиленовые полосы должны перекрывать одна
другую в направлении движения материала на 40…50 мм. Для бунке-
ров сложных форм полиэтилен подвергают холодной гибке, чтобы
придать ему желаемую форму. Свойства его при этом не изменяются.
Небольшие бункера футеруют целиком, в больших же достаточно фу-
теровать наклонные поверхности.
49
Бункера из воздухопроницаемой высокопрочной ткани нашли
широкое применение для хранение пищевых сыпучих грузов (мука,
комбикорм, зерно) в Германии. На поверхности бункера не образуется
конденсат, а через прозрачные стенки можно прослеживать уровень
заполнения емкости. Простота ухода обеспечивается возможностью
легкой очистки гибкой ткани. Благодаря гибкости стенок можно также
добиться устранения залеганий груза в полости бункера. Гибкие бун-
кера, как и металлические, могут оснащаться устройствами контроля
наполнения и предотвращения переполнения емкости, устройствами
опорожнения и другими техническими принадлежностями. Опорожне-
ние силоса происходит через выпускное устройство, установленное в
нижней части, посредством гравитационного истечения груза. Значи-
тельная экономия средств достигается за счет отсутствия необходи-
мости в стационарных фильтрах и дополнительных трубопроводах,
которые монтируются на металлических бункерах с целью очистки
воздуха от пыли при пневма-
тическом заполнении емко-
стей. В бункерах с гибкой
оболочкой все обычные тех-
нические элементы (клапаны,
заслонки, шлюзовые устрой-
ства, шнеки и т.п.) могут ис-
пользоваться без ограниче-
ния.
Германская фирма
"АВИЛА" предлагает к ис-
пользованию бункерно-
силосные емкости, изготав-
ливаемые из полиэфира и
пластмассы (стеклопластик)
(рис.2.10). Преимуществами
данных материалов является:
отсутствие швов; гладкая
внутренняя стенка; прозрач-
ность емкости.
Технические характеристики емкостей из синтетических мате-
риалов приведены в табл. 2.1-2.2.
Таблица 2.1
Технические характеристики емкостей из полиэфира
Тип Вместимость (м3) Вместимость (т) Диаметр (м) Высота (м)
19/6 6 3,6 1,90 4,69
19/8 8 4,8 1,90 5,40
19/10 10 6,0 1,90 6,11
19/12 12 7,2 1,90 6,80
Рис.2.10. Емкости бункерно-силосного типа
из синтетических материалов: а- полиэфира;
б- стеклопластика
а б
50
19/14 14 8,4 1,90 7,52
24/16 16 9,6 2,40 6,35
24/18 18 10,8 2,40 6,79
24/20 20 12,0 2,40 7,23
24/22 22 13,2 2,40 7,67
24/24 24 14,4 2,40 8,12
24/26 26 15,6 2,40 8,57
24/28 28 16,8 2,40 9,00
28/30 30 18,0 2,80 7,71
28/32 32 19,2 2,80 8,04
28/34 34 20,4 2,80 8,37
28/35 35 21,0 2,80 8,53
28/40 40 24,0 2,80 9,34
28/45 45 27,0 2,80 10,15
28/50 50 30,0 2,80 10,98
28/55 55 33,0 2,80 11,81
28/60 60 36,0 2,80 12,63
Таблица 2.2
Технические характеристики емкостей из стеклопластика
Тип Вместимость (м3) Вместимость (т) Диаметр (м) Высота (м)
SIV.06 6,0 3,60 2,03 4,05
SIV.08 8,0 4,80 2,03 4,68
SIV.10 10,0 6,0 2,22 5,00
SIV.12 12,5 7,50 2,22 5,62
SIV.15 15,0 9,00 2,35 5,99
SIV.18 18,0 10,8 2,35 6,68
SIV.20 20,0 12,0 2,48 6,75
SIV.25 25,0 15,0 2,61 7,54
SIV.31 31,0 18,6 2,61 8,66